среда, 26 мая 2010 г.
Публикация третьего Лиса в Интернете
Когда-то я решил не выставлять третий роман ("Лис Улисс и связь времен: мистическая история") в Интернете до бумажного издания. Но, похоже, это решение теряет всякий смысл. Поэтому я рассудил так: бумажное издание - это одна история, а сетевое - совершенно другая.
Однако выбрасывать книгу в открытый доступ мне не хочется. Это слишком просто и слишком скучно. Памятуя о совершенно замечательных вечерах, когда я зачитывал свои романы вслух в кругу приятных людей, я создал виртуальный вариант подобного литературного "салона". Он находится здесь. В этом сообществе по частям публикуется третья часть трилогии.
А вот тут обитает "трейлер" третьей книги.
среда, 19 мая 2010 г.
История о суслике, который захватил власть
Во время написания романа "Лис Улисс и край света" в мою писательскую жизнь стремительно ворвался суслик Георгий - шофер и доморощенный философ. Он был мне нужен только для того, чтобы составить компанию археологу-еноту Бенджамину Кроту в путешествии к разыскиваемым сокровищам. Однако Георгий оказался тем еще сусликом. Я даже не сразу заметил, как они с Кротом поменялись местами, и археолог оказался в этом странном тандеме "на подпевках".
Так было во второй книге трилогии, где я еще как-то сдерживал захватнические порывы коварного суслика. В третьей книге я сдался. "Ну, согласись, я же классный парень", подмигивал мне хитрый персонаж. "Бог с тобой, - сказал я ему наконец. - Делай, чего хочешь". И тот "зажег"...
Портрет суслика Георгия работы fonarshik_liss |
Археолог-енот окончательно утвердился на вторых ролях, попросившись к Георгию в ученики, чтобы научиться спокойствию и выдержке путем приобщения к учительской "философии избирательного пофигизма". Это такое доморощенное учение неугомонного суслика, позволяющее отличать фигню от серьезных вещей.
Философы вышли на пешеходную улицу, по бокам призывно потянулись ряды магазинных вывесок, а в воздухе разлился сдобный аромат. В животе Крота многозначительно заурчало.
- Учитель, а что лучше - голодный философ или сытый философ? - с намеком спросил он Георгия.
- Сытый, - мгновенно отозвался суслик. - А что?
- Просто я чувствую себя плохим философом, - ответил енот. - Теперь понятно, почему.
- И почему же?
- Да потому что я голоден!
- Извините, профессор, но вы ошибаетесь. Вы не голодны.
- Как так? Я хочу есть!
- Это иллюзия.
- Какая еще иллюзия?! У меня в животе урчит!
- Я ничего не слышу.
- Так это проблемы вашего слуха, а не моего живота!
- У меня абсолютный слух.
- А у меня абсолютный живот!
Георгий остановился. Взгляд его выражал бесконечное сочувствие.
- Бедный профессор! Ваш абсолютный живот чувствует приближение голода, когда сам голод еще очень далеко. Но вы же понимаете, насколько это ощущение обманчиво?
- Оно не обманчиво! - возразил Крот. - Ага! Что, нечего сказать?
- Вот катится камень с горы - видит ли он в мыслях своих обвал? - почти утвердительно произнес Георгий.
Взгляд археолога стал подозрительным.
- В каком смысле?
- Это новый урок, профессор. Когда философу нечего сказать, он начинает говорить загадками. Таким образом он: "а" - скрывает, что ему нечего сказать, и "б" - заставляет собеседника самого придумывать, что хотел сказать философ. Это очень важный прием, запомните его.
И сладкая парочка пустилась в круиз по страницам книги, возникая то тут, то там, причем практически не участвуя в сюжете, а как бы глядя на него со стороны. Со стороны "избирательного пофигизма", разумеется.
Георгий помахал в воздухе тетрадью по математике:
- Оказывается, эта воздушная "м" была условным знаком. Занятно, профессор, не находите?
Крот не успел ответить, так как рядом с философами раздался незнакомый голос:
- Магистр?
Говорящий, некий зверь среднего роста в плаще, закрывавшем все тело, и в маске (спойлер), обращался к суслику. За незнакомцем стоял еще один - точно такой же, сквозь прорези для глаз он пристально разглядывал Георгия.
- Да, я Магистр, - без тени смущения ответил суслик. - А вы клоны, искусственно выращенные в пробирках?
- Нет, - невозмутимо ответил первый незнакомец.
- Это хорошо. Не люблю клонов, искусственно выращенных в пробирках. Они всегда так неожиданно умирают...
- Где мы можем спокойно обсудить наше дело? - спросил незнакомец.
- Увы, нигде. В наше время не осталось спокойных мест. Хотя, с другой стороны, все зависит от того, что считать покоем. Например, если зверь живет в квартире с постоянно включенным телевизором, - а такие есть, - то для него состояние покоя будет неотделимо от бубнящего фона. Так что, возможно, этот зал с его шумным маскарадом покажется такому зверю очень спокойным местом. Как считаете?
- Вы имеете в виду, что чем больше вокруг народу, тем мы незаметнее? В этом есть логика. А кто это с вами? - Незнакомец указал на Крота.
- Мой сын, - немедленно ответил Георгий. - Магистр-младший.
Собеседники казались недовольными.
- А ему обязательно присутствовать при встрече?
- Да и нам с вами необязательно, - ответил суслик. - Но мы же присутствуем.
- Ладно, пускай. Итак, Магистр, что вы имеете нам предложить?
- Я бы хотел предложить вам съездить куда-нибудь отдохнуть, расслабиться и подумать о том, что фигня, а что нет.
- Вы что, издеваетесь? - прошипел незнакомец.
Крот затрясся от страха, но Георгий остался невозмутим.
- Пока нет, - ответил он. - Я так понимаю, мое предложение вам не нравится?
Незнакомцы переглянулись.
- Вы не Магистр! - заявили они Георгию.
- Это вопрос самоидентификации, - возразил суслик. - Я чувствую себя Магистром.
Глаза первого незнакомца превратились в щелки.
- С огнем играете, - процедил он сквозь зубы, резко развернулся и зашагал прочь. Его спутник безмолвно последовал за ним.
- Учитель... - дрожащим голосом произнес Крот. - А ведь он прав. Ну, насчет игр и огня.
- Возможно, - не стал возражать суслик. - Просто мне казалось, что они прислушаются к моему предложению. Я ошибся. Ну и ладно. Фигня. Давайте-ка лучше веселиться, профессор!
Это еще не всё. Я настолько покорился обаянию Георгия, что позволил ему не только разгуливать по роману, где вздумается, но даже не стал возражать, когда суслик принялся сочинять притчи. Ну, например, такую:
Притча об обыкновенном горожанине
Давным-давно жил-был в одном большом сусликовском городе обыкновенный горожанин. Сокращенно будем именовать его Обыгор.
Правил этим городом король. Он жил во дворце. А Обыгор жил в маленькой комнатке, потому что был очень беден. Но Обыгор на жизнь не жаловался. Он любил жизнь. И свой город он тоже любил, очень. И горожан любил, особенно таких же обыкновенных, как он сам. Их судьба тревожила Обыгора. Поэтому иногда он облачался в богатые одежды и ходил неузнанным во дворец, чтобы послушать, что говорят о народе вельможи.
И вот однажды Обыгор привычно переоделся в придворного и инкогнито пришел во дворец, прямо в тронный зал, где король совещался со своими министрами.
- Мы должны повысить налоги, - сказал один министр. - Таким образом, хоть немного осложним жизнь народу. Пускай все, что зарабатывают, отдают в казну.
- Отлично! - согласился король. - Но этого мало.
- Еще есть предложение понизить призывной возраст, - включился другой министр. - Как только какое дитя скажет "мама", так сразу его в армию, на передовую!
- Шикарно! - обрадовался король.
- Еще надо ввести новые наказания, - предложил третий министр.
- За что? - спросил король.
- За новые преступления! Например, объявить вне закона вопрос "который час?" с двух дня до шести вечера. И того, кто нарушит, отправить на каторгу, как очень опасного преступника!
- Великолепно! - Король расхохотался. - Так ему, народу, и надо!
Тогда Обыгор подошел к королю и воскликнул:
- Вот оно что! Вон оно, значит, как! Вы еще об этом пожалеете!
Король презрительно скривил губы.
- Да кто ты такой, жалкий вельможишка?
В ответ Обыгор резко скинул капюшон. Король и министры испуганно ахнули:
- Это же обыкновенный горожанин! Обыкновенный горожанин собственной персоной! Мы пропали! Теперь он все расскажет народу, и будет революция!
- Вот именно, - подтвердил Обыгор. - Вас свергнут и казнят. Ну, я пошел.
Взмолились тогда король и министры:
- Смилуйся, обыкновенный горожанин! Не вели казнить во имя революции, вели слово молвить во имя самодержавия!
- Ладно, молвите, - согласился Обыгор, сохраняя, однако, строгий вид.
- Мы будем любить народ! Обещаем! Мы понизим налоги...
- Только понизите?
- Отменим! Мы повысим призывной возраст...
- Только повысите?
- Да, но до трехсот лет! Столько все равно не живут! А за преступления будем награждать!
- Хм... Ладно, я согласен. Не расскажу ничего народу.
- Ура! - обрадовались король и министры.
Они сделали все как обещали. Они отменили налоги, и город пришел в упадок. Они повысили призывной возраст, и соседние города с легкостью завоевали пограничные районы. Они стали награждать за преступления, и кровь потекла по улицам.
В общем, народ устал это терпеть, совершил революцию и казнил короля и министров. А заодно и Обыгора.
Поверьте, с моей стороны это был колоссальный компромисс, ведь до сих пор правом на сочинительство обладал только Евгений (сей великодушный пингвин в первой книге писал дневник, во второй - роман, а в третьей - пьесы). То есть наглый суслик покусился на пингвинью территорию, и автор не стал ему мешать! Хорошо, что Евгений ничего не заметил.
Что и говорить, после всего этого я, разумеется, испытываю огромное уважение к суслику Георгию. Я даже думал написать про него отдельный роман. Потом решил, что это слишком: напишу повесть. Затем решил, что и это чересчур, пускай будет рассказ. Но целый рассказ писать лень. Так появился этот пост.
понедельник, 10 мая 2010 г.
Детям рано, дети не поймут.
Хочется спросить этих людей, а сами-то они в детстве всё понимали в книгах, которые читали? Я вот, например, далеко не всё. Ну и что? Не понял в детстве, понял, когда вырос. Или так и не понял, просто не знаю об этом. So?
Это сегодня я играю на бирже, а в детстве, читая "Незнайку на Луне", свято верил, что акциями торгуют на барже. Плывут и торгуют. Всё, не детская книга, изъять! Если руководствоваться подобной логикой - "дети это не поймут, значит книга не для них", - и перейти от теории к практике, то на полках детских библиотек вообще мало что останется. Причем под "мало что" я подразумеваю пыль.
Но, к счастью, не все взрослые таковы. Вот, например, обнаружил в сети заметку, датированную февралем этого года (что, кстати, и сподвигло меня на написание этого поста). В ней беседуют с библиотекарем:
— А есть серии хороших книг для детей?
— Конечно. Это прежде всего серия «Заветная мечта». В этой серии вышла, к примеру, увлекательнейшая книга Фреда Адры «Лис Улисс».
— Название вызывает в памяти шедевр мировой литературы — роман Джеймса Джойса «Улисс». Правда, эта не та книга, которая проглатывается вмиг, и удовольствием ее чтение назовут немногие…
— В «Лисе Улиссе» есть подтексты, понятные, наверно, не всем, но это — лишь еще одно удовольствие для эрудитов. А вообще «Лис Улисс» — детективное фэнтези, его главные герои — животные, которые и думают, и говорят, и действуют почти как люди. История порой забавная, порой — грустная, рассказанная автором с большим юмором.
"Лишь еще одно удовольствие для эрудитов..." Точнее не скажешь. Все эти аллюзии, отсылки и намеки - не более, чем бонус. Приправа к основному блюду, приятная, но не обязательная. Кто прочитал и понял - хорошо. Кто-то не понял, но при этом и не понял, что чего-то не понял. Тоже хорошо - будет, что потом понять.
вторник, 4 мая 2010 г.
Вся жизнь в футболках
Забавная штука: как правило, важные моменты жизни отпечатываются на фотографиях или на видео, а у меня вот на футболках. И еще более забавно то, что до недавнего времени я даже не подозревал об этом, ибо рассматривал все эти предметы одежды по отдельности, а не вместе.
Теперь подробней и с увеличением (для увеличения нажмите на картинку).
1. Футболка "Перегрин Крол"
Лучший подарок, как известно, это подарок, сделанный своими руками. Этот психоделический рисунок на футболке сделал своими искусными руками хозяин известного модельного дома “Frau Blau” Филипп Блау. Правда, тогда он еще не был хозяин и Блау, а был просто Фил - отличный художник и большой затейник.
"Перегрин Крол" (Peregrin Krol), так называлась моя англоязычная рок-группа, первая из тех, что я собрал в Израиле. Она просуществовала до лета 1997 года и распалась, когда мне стало ясно, что в существующих условиях мы достигли потолка. Дальше следовало либо пробивать потолок головой, либо распускать группу. Я выбрал второе, и сейчас трудно сказать, насколько это решение было правильным. Однако факт, что на обломках Перегрина выросло много нового. Гитарист и клавишник создали весьма популярную в наших русскоговорящих палестинах группу Дули, экс-басист собрал инструментальный этнический Shoom (замечательный был проект, жаль, просуществовал недолго), ну а про Злые Куклы вы, полагаю, и сами знаете.
Сегодня эта футболка вызывает у меня теплые воспоминания о временах, "когда мы гремели", и стыд за то, что я до сих пор не выставил в сети никаких записей Перегрина.
2. Футболка команды КВН "Уральские пельмени".
Сам я, разумеется, никакого отношения к команде "Уральские пельмени" не имею, зато считаю ее одной из самых классных за всю историю КВН. Футболка эта была куплена на концерте "пельменей" в Екатеринбурге во время нашей с женой поездки туда летом 2003-го года в гости к нашей подруге Наташе. Поездки, следует заметить, длительной и весьма памятной, что и символизирует данная футболка.
Кстати, именно в тот наш визит на Урал произошло крохотное, я бы даже сказал, мимолетное событие, сильно повлиявшее на мою дальнейшую судьбу, что тоже позднее отпечаталось на футболке. Событие было такое: в лифте Дома Журналистов мне пришло в голову словосочетание "лис Улисс", после чего я легкомысленно пообещал жене и Наташе сочинить про этого самого лиса сказку, даже не подозревая, как далеко заведет меня эта затея.
Однако вернемся к футболкам.
3. Футболка "Три внутри"
"Три внутри" - совместный проект трех групп: Команды Но, Южного Фронта и Злых Кукол. Проект включал в себя запись совместного диска и ряд концертов.
А еще мы напечатали вот такие футболки с обложкой диска "Три внутри" (2003). И не только напечатали, но и выступали в них:
На фото, слева направо: Илья Кутузов (Южный Фронт), Саша Котлер (Команда Но) и угадайте кто (Злые Куклы).
4. Футболка с бегущей строкой из "Бесэдера"
В прежнем формате юмористической газеты "Бесэдер?", в те далекие времена, когда я еще там подрабатывал, в каждом номере печаталась «бегущая строка» - якобы обрывок сообщения из новостной ленты. Оно обрывалось таким образом, чтобы читательская испорченная фантазия додумала какую-нибудь непристойность. Ну, например:
...бля. Уже после продажи судна, комментируя отказ в лицензии руководство "Седьмого канала" заявило, что хотело сра...
...лайский президент выступил с антисемитской речью, в основных положениях повторявшей "Протоколы сионских муд...
...зда. Не будут также ходить автобусы. Все это продолжится до тех пор, пока не наступит долгожданный П...
Футболка была выпущена в 2004-м году к совершеннолетию газеты (13 лет). Правда, на само празднование я ее не надел, так как было холодно:
На фото справа от меня: Давид Зильбер, Рената Муха, Шауль Резник.
5. Футболка "Уроки фантазии"
"Уроки фантазии" это серия детских книг екатеринбургского издательства "Сократ". Именно в рамках этой серии была издана в 2004-м году моя первая книга "Алекс и снежные тени". Успеха мне это издание не принесло, но зато как окрепла уверенность в себе!
А саму футболку я получил в подарок от издательства на Московской международной книжной ярмарке. Еще постер получил.
6. Футболка "Лис Улисс"
Эту футболку презентовало мне издательство "Время" на Московской международной книжной ярмарке в сентябре 2006-го года. И не только презентовало, но и заставило тут же в нее облачиться, потому что меня должно было снимать телевидение. Поскольку я не учел специфики московских расстояний да еще и пребывал практически в состоянии анабиоза после ночного перелета, то на съемку я чуть не опоздал. Поэтому всё произошло стремительно: вот я подхожу к издателям, а вот я уже в новой футболке и что-то говорю в телекамеру, пытаясь чтобы это "что-то" хотя бы отдаленно походило на связную речь. Совершенно не помню содержание своего спича, но вроде ничего ужасного там не было. Если бы было, то кто-нибудь, наверное, сообщил бы мне об этом.